Испанская коллекция. Из собраний российских музеев – масштабный проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, организованный совместно с Государственным Эрмитажем. Впервые с 1937 года на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина показано более 50 работ великих испанских художников XVI–XIX веков, среди которых Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. В экспозицию также вошли предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания Пушкинского музея. Выставка закрывается 4 февраля 2024 г.
Испанская коллекция. Из собраний российских музеев
Цель выставки – показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, а также представить историю коллекционирования и бытования произведений искусства Испании в России. Основная глава этой истории связана с Императорским Эрмитажем, где коллекция испанской живописи начала создаваться еще в XVIII веке; сегодня она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании.
Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретённых Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX века Александр I приобрёл 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта, в чьей галерее в Амстердаме он лично отобрал часть произведений. Это стало основой испанского собрания Эрмитажа, которое пополнялось до начала ХХ века из разных источников – как европейских, так и российских.
- Антонио Переда-и-Сальгадо. Кающаяся Магдалина. 1640. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Мурильо Бартоломео Эстебан. Архангел Рафаил с епископом Домонте. ГМИИ им. Пушкина
- Франсиско де Сурбаран. Благословляющий Младенец Христос. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Бартоломео Эстебан Мурильо. Иосиф с младенцем Христом. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Франсиско де Сурбаран. Мадонна с младенцем. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Бартоломео Эстебан Мурильо. Девочка-продавщица фруктов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Хусепе де Рибера (прозванный Спаньолетто). Апостол Иаков старший. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 году Картинной галереи. В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний.
Драматические события истории Эрмитажа 30-х годов прошлого века, связанные с передачей его коллекций в другие музеи, отражены на выставке в соединении парных картин. В 1930-м в Государственный музей изящных искусств были переданы пять из представленных на выставке работ, две из которых составляют пары с оставшимися в Санкт-Петербурге полотнами. Спустя практически 100 лет произведения встретятся вновь: «Мальчик с собакой» Бартоломе Мурильо соединится с картиной «Девочка с корзиной фруктов», а «Натюрморт с поставцом» Антонио Переды – с работой «Натюрморт с часами».
- Игнасио Сулоага (Сулоага-и-Сабалето). Испанка в ложе на Пласа де Торес. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Игнасио Сулоага (Сулоага-и-Сабалето). Автопортрет. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Антонио Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с часами. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» даёт представление о творчестве мастеров золотого века испанской живописи на примере самых ярких работ из собраний Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа, таких как «Портрет графа-герцога де Оливареса» Диего Веласкеса, «Благословляющий младенец Христос» и «Сан Фернандо» Франсиско де Сурбарана, «Се, Человек!» Хусепе де Риберы, «Благовещение» Бартоломе Эстебана Мурильо, «Ангел-хранитель» и «Кающаяся Мария Магдалина» Антонио Переды, «Принесение младенца Христа во храм» Матиаса де Торреса, «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Себастьяна Эрреры Барнуэво, «Благовещение» Хосе Антолинеса.
Коллекция картин испанских художников XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые показана в полном составе
Коллекция картин испанских художников XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые показана в полном составе; российскому зрителю она известна лишь по отдельным произведениям. Среди авторов: Эухенио Лукас Веласкес, Франсиско Прадилья, Мариано Фортуни, Рикардо Мадрасо, Эухенио Лукас Вильямил, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. Работы происходят из знаменитых московских купеческих собраний второй половины XIX – начала ХХ века: Сергея Третьякова, Ильи Остроухова, Михаила Рябушинского, Ивана Морозова, Ивана и Сергея Щукиных.
Завершает экспозицию полотно Пабло Пикассо 1903 года «Старый еврей с мальчиком» из собрания Пушкинского музея, построенное на диалоге с работами старых испанских мастеров, и прежде всего с живописью Эль Греко.
К выставке подготовлены печатный каталог, образовательная и инклюзивная программы.
Проект «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» – важная часть «испанского сезона» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
14 ноября 2023 года открылась выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков», которая посвящена проявлению «испанской темы» в русской культуре: от изобразительного искусства, театра и литературы до кинематографа.
Участники
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Смоленский государственный музей-заповедник, Тверская областная картинная галерея
Куратор: Светлана Загорская, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Образы Испании. Русское искусство XIX-XXI веков
Выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» в Пушкинском музее посвящена проявлению «испанской темы» в русской культуре: от изобразительного искусства, театра и литературы до кинематографа. В семи разделах выставки будут показаны произведения, вдохновленные Испанией и ее историко-художественным наследием: колоритные «испанки» и «испанцы» Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой и Александра Яковлева, выразительные пейзажи Максимилиана Волошина и тонкая архитектурная графика Романа Клейна, театральные образы Александра Головина, Павла Челищева, Александры Экстер.
- Головин А.Я. Эскиз костюма. Эскиз мужского (испанского) костюма для балета Арагонская охота. 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Головин А.Я. Эскиз костюма. Эскиз женского испанского костюма для балета Арагонская охота. 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» – последовательный разговор о метаморфозах и значениях известных испанских историко-литературных образов и архетипов, существующих в художественной культуре России последние два столетия.
Экспозиция даёт возможность проследить, как складывался русский «миф об Испании». Начало ему положили воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а благодаря путевым заметкам, жанровым картинам русских художников-пенсионеров и графическим травелогам Василия Поленова, Максимилиана Волошина и других миф обрел плоть и кровь.
- Клейн Роман Иванович. Кордова. Улица. 1913. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Клейн Роман Иванович. Альгамбра. Дворик. 1913-1914. ГМИИ им. А.С. Пушкина. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Клейн Роман Иванович. Альгамбра. Интерьер. 1913-1914. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Серов Валентин Александрович. Дон-Кихот и Санчо Панса. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Серов Валентин Александрович. Тореадор. Андалусия. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ключевые для русской художественной культуры узнаваемые явления и персонажи – коррида, Дон Кихот и Дон Хуан (Дон Жуан), Кармен и Дульсинея – проникли в нее в том числе благодаря французской драматургии. В ХХ веке они получили оригинальное воплощение не только в отечественной театральной графике и книжной иллюстрации, но и стали самостоятельными эмоциональными метафорами в творчестве Михаила Соколова, Веры Ермолаевой, Анатолия Зверева и других.
В семи разделах экспозиции представлены живопись, станковая оригинальная и тиражная графика, фотография, фрагменты кинофильмов и архивных видеоматериалов, мультимедиа.
Зал 1
«Желание быть испанцем» – пролог к основной теме в нескольких произведениях Генриха Фюгера, Алексея Венецианова, Елены Поленовой и Резо Габриадзе, изображающих первых отечественных «мечтателей об Испании».
Зал 2
Письма из Испании. Колоритные пейзажи, городские и жанровые сцены в живописи и графических травелогах путешествующих художников и очеркистов рубежа XIX–XX веков (Илья Репин, Василий Суриков, Александр Яковлев, Анна Остроумова-Лебедева). В этом разделе также представлены стереопары 1903 года из коллекции доктора Александра Живаго и андалузская серия акварелей архитектора Романа Клейна, в частности, автора проекта Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Зал 3
В поисках испанского характера. Бравые тореро, загадочные красавицы в мантильях, неистовые танцоры фламенко – знаковые архетипы, увлекавшие русских художников конца XIX – первой трети XX века, среди которых Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Александр Головин, Пётр Кончаловский.
Зал 4
Герои и персонажи. Игровая природа испанской художественной культуры в России нашла особенно яркое выражение в театре Серебряного века и в авангардных экспериментах художников сцены. Настроение «испанских» спектаклей передают эскизы костюмов и декораций работы Константина Коровина, Сергея Судейкина, Александры Экстер, Василия Шухаева и других.
Зал 5
Размышления о Дон Кихоте. Герой романа Сервантеса вдохновлял многих живописцев и графиков. Различные интерпретации образа благородного идальго представлены в графике и живописи Клавдия Степанова, Валентина Серова, Михаила Соколова, Ростислава Барто, Константина Батынкова и других художников.
Зал 6
От драмы к трагедии. Рискованность корриды – вызывающего противоречивые эмоции традиционного зрелища – сопоставлена с трагической темой Гражданской войны в Испании, оказавшей сильное влияние на советских людей и нашедшей отражение в работах Сергея Эйзенштейна, Самуила Адливанкина, Александра Лабаса и Ивана Клюна.
Зал 7
Испанский миф. Эпилог выставки, подтверждающий, что испанский колорит, местные герои и характерные особенности по-прежнему волнуют художников и звучат по-новому в работах Валерия Кошлякова, Франциско Инфанте-Араны, Леонида Тишкова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского.
К выставке подготовлены печатный каталог, образовательная и инклюзивная программы.
Проект «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» – важная часть «испанского сезона» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Главном здании музея проходит выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев», на которой представлены произведения великих испанских живописцев XVI–XX столетий.
Участники
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей современной истории России, Ярославский художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музей-заповедник «Абрамцево», Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Всероссийский музей А.С. Пушкина, Музей МХАТ, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Госфильмофонд РФ, Российский государственный архив кинофотодокументов, частные собрания
Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник директора ГМИИ им. А.С. Пушкина;
Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 15.01.2024
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Испанская коллекция. Из собраний российских музеев
Главное здание (Волхонка, 12); Белый зал, залы 19–21
8 ноября 2023 – 4 февраля 2024
__________________
Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
14 ноября 2023 – 4 февраля 2024
Купить билет в Пушкинский музей
__________________
>>><<<